Воинский этикет

Этикет для военнослужащих в армии: мату нет!


Всё, теперь ты в армии…
Могуч и прекрасен русский язык. Но с каких пор в нашем обществе русский язык стал только могуч? Почему многие красивые высказывания речевые обороты, которые так широко использовались в диалогах в 18 и 19 веках, вдруг стали для нас высокопарными и навсегда исчезли из нашего лексикона? Их место заняли не только сокращенные слова, но и емкие по значению, но неприемлемые с точки зрения культуры. Итак, речь пойдет о нецензурных словах.
Можно выделить три причины, толкающие людей к применению подобных слов. Во-первых, это отсутствие твердого стержня характера. Попытка словесно блеснуть своей «крутостью» перед друзьями, знакомыми, вместо того, чтобы делом доказать свои способности. Сквернословием такой человек старается скрыть свои страхи и душевные травмы. Во-вторых, причиной может стать невозможность по-другому «достучаться» до мозга, сердца и других органов собеседника.
Почему именно к мату прибегает человек в таком случае? Ответ прост – мы перестали слушать друг друга. В суете современных будней в нашей голове, кроме плана предстоящих дел и заданий, ничего другого практически не задерживается. Скорость жизни всё чаще не позволяет нам остановиться и поговорить спокойно по душам, а желание всё сделать поскорее – объяснить, показать, заставить – приводит к невозможности выразить всё словами, и диалог скатывается к нецензурщине. И, наконец, в-третьих, это просто низкая культура отношений или наличие опыта пребывания в «местах не столь отдаленных». Плохое материальное обеспечение, тягости быта или окружение, состоящее из незаконопослушных личностей, всё это ведет к использованию мата не только в обороте между строк, но и в обращении к собеседнику.
Какие же причины из вышеприведенных толкают именно военнослужащих использовать нецензурные выражения в своем обиходе? Чаще всего это вторая причина – желание получить быстрый результат исполнения приказа при отсутствии времени для долгого разглагольствования о необходимых действиях, которые должны быть предприняты военнослужащим. Но давайте представим, как это выглядит со стороны. Молодые люди, которые призваны стать опорой и защитой для своих жён, матерей и всех жителей страны в целом, даже между собой разговаривают как последние отбросы общества! Обратиться с просьбой к таким солдатам простым гражданским будет просто страшно.
Юноши, призывающиеся в армию и приносящие присягу, просто обязаны быть примером не только физической подготовки, смелости и скорости, но и культурного поведения. Вспомним, каким же почетным было звание офицера в царские времена. Именно такие люди считались ценными кадрами, примером для подражания, именно за них мечтали выйти замуж первые красавицы. Что же мы видим в современной российской армии. Дедовщина мало-помалу изживает себя, так как за год несения службы призывники не успевают привыкать к режиму, и уже нет такой резкой разницы в пройденном этапе между духом, черпаком и дедушкой. Но поднять культуру общения среди военных на уровень выпускников высших учебных заведений пока ещё предстоит.
Одним из шагов станет выпуск под руководством Министерства обороны России пособия по этикету для военнослужащих «Вежливые люди», автором которого стал специалист в сфере этикета и протокол Центра эффективных технологий И.С. Арцишевский. Пособие уже получило одобрение у военной академии, и теперь решается вопрос о тираже выпуска. – Это этикет для военных, как вести себя, когда они сняли форму, - как здороваться, представляться, правильно пользоваться приборами и прочее, - говорит автор пособия. – Русское офицерство всегда отличалось высокой степенью воспитания. В советское время в военных академиях учили этикету. В пособии будут такие разделы, как хорошие и плохие манеры, правила рукопожатия, как извиняться, зачем нужна пунктуальность и обязательность. Однако не все так оптимистично смотрят на эту идею. Член «Всероссийского российского собрания».
Владимир Росновский утверждает, что внедрение пособия по этикету не поможет устранить проблему использования мата в армии, а лишь командир должен пресекать подобные проявления хамства, назначая наряд вне очереди и другие подобные наказания. Бывший замкомандира пилотажной группы «Стрижи» Владлен Русанов считает, что использование нецензурных слов оправдано, только если по-другому невозможно решить поставленную задачу. Срочник из г. Ногинска Денис Тишин считает вообще эту попытку безуспешной, и мат давно уже стал частью русской культуры.
Однако не только среди срочников проблема мата является неискоренимой. Командующий состав также славится применением крепких словцов. Для поддержания авторитета или просто по привычке старшины обращаются к призывникам в как можно более жесткой форме, что-либо приводит к скорейшей отдаче в действиях, либо просто к запугиванию служащих. Такое поведение среди руководства просто недопустимо. Наоборот, они обязаны служить образцом поведения, на них должны равняться молодые бойцы. В конце концов, они находятся на рабочем месте и поведение среди коллег и подчиненных ничем не должно отличаться от общения, к примеру, учителей в школе, которые уж точно держат себя в руках. Пусть прежде, чем выругаться, ротный представит, что передним не стадо непонимающих созданий, а дети, которых он должен научить качествам, которые так необходимы настоящим мужчинам.




 Уважаемые посетители блога. Сегодня, я думаю, пришло время поговорить с вами о самом понятии воинского этикета и что мы подразумеваем под этими словами...
И так - "Воинский этикет", что же мы подразумеваем по этим?
Под воинским этикетом понимают свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах деятельности.
Основы воинского этикета.
Понятие «воинский этикет» неразрывно связано с понятиями «воинская честь» (верность престолу и Отечеству) и «честь мундира». Воинский дух, воинская честь — совокупность всех положительных качеств, присущих человеку в военной форме: мужество и храбрость, воинственность и благородство, дисциплина, сознание своего долга перед отечеством, самоотверженность, вера в свои силы, выносливость в лишениях, страданиях.
В отличие от понятия чести вообще воинская честь — честь коллективная (корпоративная), так как ею обладает не один человек, а коллектив — армия. Всем известны и такие понятия, как честь полка, честь батареи, честь роты. В понятие воинской чести в России входила исключительная верность военнослужащих престолу и отечеству. В солдатах воспитывался также принцип гуманности — чувство сострадания к побежденному врагу.
Основные добродетели воина воспитывались еще рыцарским кодексом, сложившимся в раннем Средневековье. В конце XVIII века были созданы «Общие правила этикета» для кадетских корпусов, которыми должны руководствоваться кадеты и гардемарины. Неудивительно, что российские офицеры всегда считались очень галантными и воспитанными, и их поведение часто выигрышно отличалось от поведения штатских. Первым кодексом советской военной этики была книжка красноармейца (1918 год).
Обучение военному этикету продолжается и в наши дни. Военный руководитель должен пользоваться непререкаемым авторитетом, обладать личным обаянием, правильной речью, умением держаться, быть в хорошей спортивной форме. Поэтому в военных училищах есть такие предметы, как «Правильное поведение за столом», «Ораторское мастерство», «Танцы», «Политинформация». Курсанты обязательно должны посещать театр, ходить в кино, знакомиться с последними известиями с помощью прессы. Знать психологию и педагогику, чтобы уметь обращаться с солдатами и с младшими по званию, поскольку отношения в армии во многом опираются на субординацию.
Отношения начальника и подчиненного.
Базовые понятия в этикете — это исполнительность, уважение к старшему по званию, дисциплинированность. Необходимы также точность, аккуратность, такт и предупредительность. Такая предупредительность не имеет ничего общего с угодливостью, она нацелена на интересы дела, поскольку в армии корпоративная ответственность выше, чем у гражданских лиц, и от четкости выполнения поставленной задачи может зависеть успех или неудача всей операции в целом.
Существуют правила этикета, регламентирующие отношения начальника с подчиненными. Общение начинается с приветствия. Руководитель при встрече с подчиненным должен правильно ответить на приветствие. Он должен непременно встать, если к нему в кабинет войдет подчиненный, первым подать руку и пригласить сесть. Если же в кабинет входят несколько человек, неэтично выделять кого-либо из них особыми знаками внимания.
Этикет чрезвычайно важен и при проведении совещаний и вызове подчиненных. Без крайней необходимости не надо вызывать людей на заседание. Но если оно назначено, то к этому времени сам начальник должен быть на месте. Этикет требует быть предельно внимательным к обсуждаемым вопросам, вежливо выслушивать выступающих. В своих выступлениях необходимо быть кратким. Культура начальника, командира особенно проявляется в конфликтных ситуациях. Здесь чрезвычайно важна выдержка. Брань, оскорбления и даже повышение голоса недопустимы, какой бы ни была вина подчиненного офицера. От этого во многом зависит авторитет руководителя.
Кроме того, начальник должен заботиться о поддержании не только своего собственного авторитета, но и авторитета своих подчиненных. Командир не должен делать замечание подчиненному публично. Не должен жаловаться на него в его отсутствие. В служебных отношениях немаловажное значение имеет внешность руководителя: личное обаяние, правильная речь, умение держаться, опрятность в одежде.
Приветствие.
Чтобы отдать честь, военнослужащие прикладывают руку к головному убору за 4-5 шагов до того, как поравняются друг с другом. Отдавать честь надо четко. Пальцы руки при этом должны быть вместе, ладонь выпрямлена и не вывернута наружу. Средний палец слегка касается нижнего края головного убора, локоть поднят до уровня плеча. Это один из старинных воинских ритуалов, сохранившихся и поныне. В царской армии к военному головному убору прикладывали 2 пальца, в Советской и Российской — ладонь. Возникла эта традиция еще в 13 веке у рыцарей. Когда при встрече в «чистом поле» они не имели намерения вступать в бой, то поднимали забрала своих металлических шлемов. И хотя позднее их заменили каски, треуголки, папахи и т. п., обычай подносить руку к голове в знак дружелюбия сохранился.
При представлении военнослужащего называют его воинское звание. Сидящая женщина при представлении ей офицера может не вставать, мужчина, здороваясь с женщиной, первым руку не протягивает.
Честь военного мундира.
Каждая деталь военной формы имеет свое значение: как расположены звездочки на погонах, на какой стороне мундира надеваются значки, а где — знаки боевого отличия. Не меньшее значение имеет и опрятность — начищенные ботинки, стрелки на брюках перпендикулярно полу и т. д. К своей форме военные во все времена относились трепетно, и оскорбление мундира могло стать причиной дуэли, которые подчас были чрезвычайно суровыми. В наше время дуэли заменяют выговором.
Это понятие — «честь военного мундира» — укрепилось при Петре I, который ввел много новых традиций в ношении военной формы. По виду мундира можно было легко отличить улан от гусар и драгун, кавалергардов от офицеров-пехотинцев.
Примечательно, что перед войной (1941 год), да и в первые годы после нее среди наших офицеров высшего ранга существовал неписаный закон — не ездить на других видах городского транспорта, кроме как в такси и на метро. Основная причина — советский офицер должен идеально выглядеть: чтобы был не помят мундир, чтобы были начищены сапоги, ботинки.
При военной форме не полагалось носить в руках ничего, кроме планшета, полевой сумки (как неотъемлемой части военного обмундирования) или, в крайнем случае, портфеля. Это также позволяло сохранять выправку и внешнее достоинство. Кроме того, весь этот неписаный этикет имел еще и чисто эстетическое значение — не выставлял военного в приземлено — бытовом виде. Защитник отечества в любой обстановке должен был иметь соответствующий вид.
И эти, казалось бы, мелочи на самом деле способствовали притягательности профессии военного. Они служили прекрасной рекламой армии. Кстати, все это дисциплинировало и самих военных. Кроме того, старший по званию имел право не только в части, но даже и в городе сделать замечание младшим по званию о нарушении уставных требований ко внешнему виду. Следует упомянуть и о том, что в Красной, а затем и Советской Армии не разрешалось ничего, кроме усов. Отпускать же бороду можно было лишь в исключительных случаях, в частности, для маскировки физических недостатков лица.

Комментариев нет:

Отправить комментарий